8 упражнений, которые помогут избавиться от картавости

Ребенок отметил свой пятый день рождения. Он давно и много щебечет, но до сих пор не умеет выговаривать многие буквы, а слова коверкает так, что понять его могут только близкие люди. Такая проблема знакома многим родителям и все они задаются одним вопросом: как научить ребенка выговаривать буквы?

          Научить ребенка выговаривать букву р — Упражнения:

  1. Если ваш ребенок старше четырех лет, то вам следует воспользоваться специальной гимнастикой, которая помогает в постановке звука р. Помните, что проводить все занятия необходимо сидя, ребенок должен выпрямить спину, расслабить тело, то же самое касается рук и ног. Малыш должен видеть ваше лицо, а также свое лицо в то время, как он выполняет все эти упражнения. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог контролировать себя самостоятельно и видеть, насколько правильно он выполняет то или иное упражнение.
  2. Также для гимнастики лучше всего найти место, где взрослый и ребенок сидели бы перед зеркалом. Но далеко не у всех есть такая возможность, поэтому можно ограничиться только маленьким зеркалом для ребенка, размер его должен быть примерно 9 на 12. Если вы используете маленькое ручное зеркало, то вы должны сидеть напротив малыша, то есть лицом к нему.
  3. Первое упражнение достаточно просто, оно называется «парус», оно получило такое название в связи с тем, что направлено на развитие растяжки всей подъязычной связки, также оно помогает расслабить мышцы языка, например, когда он находится в несколько приподнятом состоянии. Итак, для начала следует широко раскрыть рот, а в это время кончик языка ставят за верхние передние зубы. Следите за тем, чтобы сам язык был немного прогнут вверх, в то время, как его боковые края должны быть максимально прижаты к верхним зубам. Важно удержать такое положение хотя бы десять секунд, данное упражнение достаточно выполнять 2-3 раза ежедневно.
  4. Следующее упражнение имеет название «прогони комарика». Главная цель и задача такого упражнения состоит в том, чтобы натренировать кончик языка и сделать это под воздействием сильной воздушной струи. Для правильного выполнения этого непростого упражнения, необходимо нижней и верхней губой прикоснуться к кончику языка, но он должен быть немного высунут. После этого под воздействием струи воздуха, которая направлена на язык, кончик должен начать дрожать. Повторите это упражнение 5 раз.
  5. Есть еще одно эффективное упражнение, способствующее тому, чтобы вам правильно научить ребенка выговаривать букву р, называется оно «дятел». Ваш малыш должен производить достаточно легкое постукивание при помощи кончика языка, делать это следует по бугоркам за верхними передними зубками. В это же время попросите ребенка попытаться произнести букву «д», при этом рот необходимо держать открытым. Такое упражнение нужно выполнять на протяжении двадцати секунд, сразу по окончании времени ребенок должен произнести звук «р»

Помните, что все занятия лучше всего проводить в виде игры, для этого необходимо постоянно чередовать сами упражнения с шуточными играми, например, попытайтесь завести мотор машины, показать, как рычит собака, летит самолет, каркает ворона. В этот момент малыш будет пытаться произносить звук «р», и через некоторое время он обязательно сможет это сделать. Но если после двух-трех месяцев ваших упорных занятий по этим упражнениям ничего не получилось, то имеет смысл обратиться за помощью к логопеду, который будет проводить индивидуальные занятия, а также даст рекомендации относительно методик постановки звуков и некоторые упражнения.

Как проявляется картавость

Картавый человек либо заменяет звук «р» другими звуками, например «л» (и это явление логопеды называют параротацизмом), либо звук «р» искажается или пропускается (ротацизм).

Как известно, в детстве картавят все – детская картавость называется возрастной или физиологической. И связана она с недоразвитием органов артикуляции. Находчивые дети в ответ на просьбу взрослых сказать слово «рыба» говорят: «Селедка!». Физиологическая картавость с возрастом, до 5–6 лет, проходит самостоятельно.

По статистике, к 9 годам картавят примерно 26% детей. Их картавость вызвана более сложными причинами, о которых родителям должны рассказать логопед, стоматолог или ЛОР. Если же родители проигнорируют посещение этих врачей, ребенок, став взрослым, будет говорить так, как горе-логопед из фильма «По семейным обстоятельствам»: «Как ыаз на ыазных. Одна – на Киевской, а втойая – на Киевской!». (Вместо «Как раз на разных. Одна – на Киевской, а вторая – на Кировской!».) Не излеченную вовремя картавость иногда приходится наблюдать даже у некоторых телеведущих.

Логопед – понятно: его задача – помочь пациенту преодолеть речевые и психофизические нарушения с помощью индивидуальных занятий. Но причем здесь стоматолог и ЛОР? Дело в том, что причины картавости могут крыться более глубоко, и логопед будет не в силах правильно поставить звук. Например, картавость может быть вызвана специфическим строением полости рта: короткой подъязычной связкой, выдвинутой вперед нижней челюстью, слабыми мышцами кончика языка, редкими зубами.

Различные слуховые патологии и, как следствие, снижение слуха также могут привести к картавости. Кроме того, существует генетическая предрасположенности к картавости, то есть она может передаваться по наследству. Бывает и так, что ребенок начинает подражать, копировать кого-то с этим дефектом речи из своего ближайшего окружения и «заражается» сам.

В любом случае причину определяет врач и назначает соответствующее лечение, вплоть до операции. В случаях, не требующих оперативного вмешательства, поможет логопед, причем лечению поддаются пациенты любого возраста. Однако откладывать визит к врачу в долгий ящик не стоит, ведь последствия картавости часто негативно отражаются на психике ребенка. Его могут дразнить дети, из-за чего он начинает избегать их, чувствуя себя среди них «белой вороной». У него могут развиться комплекс неполноценности и прочие психические заболевания.

Основные правила занятий

Если вы будете следовать приведённым ниже принципам, то сможете быстро научить ребёнка говорить «р» без каких-либо затруднений.

  • Постепенность. Помните о том, что сразу вам не удастся научить ваше чадо сложным фразам и быстрым скороговоркам. Пусть он сначала научится говорить несложные звуки (например, ро, ар);

  • Увлекательность. Ни в коем случае не делайте занятия банальными. Придумывайте увлекательные способы гимнастической разминки и постоянно поддерживайте его интерес. Только в таком случае вы сможете добиться успеха.

  • Регулярность. Начали свой путь по устранению проблемы? Тогда обеспечьте регулярность занятий. Старайтесь заниматься каждый день или в пределах строго установленного интервала. Помните, что одного-двух занятий будет недостаточно.

Упражнения для самых маленьких

Ни один логопед не возьмет на занятия ребенка, пока ему не исполнится 4 года. Но это вовсе не значит, что на какое-то время о проблеме можно забыть. Уже начиная с года можно учить ребенка подражать льву («РРР», «ГРР» или «РЫ-РЫ-РЫ»), вороне («КАРР»), трактору («ДЫРР-ДЫРР»), пистолету («ТРА-ТА-ТА-ТА»). Положительно сказывается на правильном произношении «Р», когда ребенку часто рассказывают такие скороговорки, как «На дворе трава…», «Ехал Грека через реку…» или любые другие стишки с частым повторением этого звука.

Немного позже, примерно с 2 лет, можно предложить малышу интересную игру.

Упражнения для самых маленьких
  1. Предложите ребенку отправиться путешествовать на лошадях. Пощелкайте языком, изображая цокот копыт, попросите его повторить. Устройте воображаемое соревнование, чей конь быстрее цокает.
  2. Дорога привела вас на птичий двор. Спросите, какие животные тут живут? Попросите изобразить, какие звуки они издают (му, гав, кря, га-га, и т. д.) Расскажите об индюках. Малыш знает, как они говорят? Научите его быстро высовывать язык меж сомкнутыми губами, произнося звук «БЛ-БЛ-БЛ».
  3. А теперь вы зашли в гости в дом. Здесь живет язычок, и он очень любит прыгать. Покажите ребенку, как язык опускается вниз, а затем поднимается к небу (потолку). Дайте ему зеркало и предложите повторить. Попросите найти его бугорки за зубами (альвеолы). Нашел? Это диванчики язычка, у него они стоят на потолке. Предложите быстро по ним попрыгать.
  4. На улице поднялся сильный ветер, и началась буря. Достаньте тонкий листик или лепесток цветка и попросите малыша подуть на него, прижимая язычок к диванчикам-альвеолам. Губы должны быть растянуты в широкой улыбке. Получается звук, похожий на «ТРРР». Предложите ребенку подуть так сильно, чтобы лепесток улетел. Какая сильная буря!

Как правильно произносится [р]

Прежде чем приступать к коррекции произношения, следует понаблюдать за ребенком, как именно он произносит букву р. Какое произношение считается неправильным:

  1. Звук [р] совсем выпадает из слова, малыш его просто пропускает: морковка – мо_ковка, ручка — _учка.
  2. Замена звука [р] другими, более легкими по произношению (чаще это [л], [в], [й]): рыба – выба, мартышка – майтышка, горка – голка.
  3. Произносится с вибрацией или горловое произношение.

После такой своеобразной диагностики ребенку следует объяснить и продемонстрировать, как правильно образуется звук [р], какие органы и части речевого аппарата в этом участвуют. Для начала родителю лучше потренироваться перед зеркалом. Артикуляция должна быть четкой, все внимание ребенка направлено на рот обучающего:

  1. Губы полураскрыты, зубы не сомкнуты
  2. Кончик языка примыкает к альвеолам («бугоркам» за верхними зубами, родителям следует пальцем показать, где находятся альвеолы).
  3. Спинка языка не прикасается к небу, между ними свободно проходит выдыхаемый воздух.
  4. Боковые края языка примыкают к верхним коренным зубам.
  5. При произнесении звука должна происходить вибрация голосовых связок (это сонорный звук, голос преобладает над шумом). Неправильно, когда ребенок поизносит [р] без звука, просто вибрируя языком.
  6. Кончик языка также вибрирует за счет потока воздуха. Это самый сложный момент, поэтому большинство упражнений направлено на то, чтобы добиться вибрирования языка.

Сложности возникают и с мягким звуком [р']. Он получается, если язык чуть продвинуть вперед, а переднюю часть спинки языка поднять к небу. На постановку [р'] существуют свои упражнения.

Трудности с произношением: почему ребенок не выговаривает Р

В речевом развитии звук р считается одним из самых сложных для проговаривания, поэтому для его изучения логопеды отводят большой временной отрезок. Так, двухлетний ребенок еще не может говорить букву Р внятно и четко. Но к 5-6-летнему возрасту настает время для продуктивных результатов в звукопроизношении.

В каком случае произношение Р считается неправильным:

  • При озвучивании слова р выпадает из произношения (караван ка_аван);
  • В словах с буквой р ребенок изменяет/проглатывает окончание;
  • Малыш в своей речи заменяет р в словах на более простые звуки ы, л или й (радуга ладуга, дерево дейево и т.д.);
  • Звук р ребенок произносит с вибрацией или гортанно, на французский манер.

Факторы организма, влияющие на сложность в произношении Р

Трудности с произношением: почему ребенок не выговаривает Р

Сложность произношения звука р может быть обусловлена многими причинами, в том числе физиологическими, которые нельзя оставлять без внимания.

  • Короткая уздечка языка

Неразвитая уздечка может затруднять становление речи, в том числе мешать правильному произношению звуков. Ребенок попросту не может дотянуться языком до верхнего неба и воспроизвести звук. Степень неразвитости уздечки определяет логопед, он же принимает решение по необходимости её коррекции.

  • Малоподвижный речевой аппарат

Слабая подвижность лица и органов речи может быть причиной плохого качества речи у ребенка. Его тренировка необходима для укрепления лицевых мышц. Активные движения ртом (широкая улыбка, губы трубочкой и т.д.), гримасы способствуют подготовке артикулярного аппарата к правильному произношению звуков. Чем лучше будут развиты органы речи, тем четче будет речь у малыша.

  • Некорректное фонематическое восприятие

При этом нарушении ребенок неправильно интерпретирует услышанное слово (дудка тутка, пижама бизяма и др.). Неправильно произносимые звуки могут казаться потешными для взрослых, но, повторяя их из раза в раз, ребенок рискует искажать их все с большей регулярностью.

Трудности с произношением: почему ребенок не выговаривает Р
  • Нарушенное дыхание

При утечке воздуха во время дыхания в неправильном направлении, звуки могут произноситься ребенком неправильно. Особенно заметно это проявляется у дошкольников, когда Р произносится в нос. Причиной (помимо заложенности носа от насморка) могут быть увеличенные аденоиды, слабая работоспособность легких, проблемы с сердечно сосудистой системой. В этом случае речевое дыхание корректируется под наблюдением врача с помощью упражнений, чередующих физическую и речевую нагрузку.

Советы логопедов

Также нелишним будет ознакомиться с советами специалистов:

  • Когда ребенку 2 года и его понимает только мама, это нормально, а если с 2 до 2,5 лет малыша начинает понимать и папа, значит, у него прогресс и поводов для волнения нет. Волноваться нужно начинать с 3-летнего возраста.
  • Не существует волшебных препаратов, которые могли бы подкорректировать дикцию ребенка, поэтому с ним надо больше разговаривать. Если вы слишком заняты, поставьте ему аудиосказку. Нужно расширять словарный запас ребенка.
  • Наряду с развитием словарного запаса и правильной грамматики необходимо уделять внимание мелкой моторике пальчиков. Для этого ребенок должен больше играть с конструктором, складывать мозаику или пазлы и т. п.

Не спешите с хирургической корректировкой короткой уздечки языка, ее можно попробовать растянуть при помощи специальных упражнений, таких как:

  • облизать языком блюдце;
  • дотянуться кончиком языка до носа;
  • дотронуться кончиком языка до подбородка;
  • достать поочередно до носа и подбородка.

Упражняйтесь с ребенком регулярно, постепенно увеличивая количество повторений.

  • Как приучить ребенка к груди?
  • Выбор имени для ребенка
  • Развиваем память и внимание ребенка

Грамотная речь, умение выражать свои мысли словами — один из основных показателей интеллектуального развития человека. Но и спешка в деле развития устной речи ребенка ни к чему. Кроме специальных занятий, которые могут быстро надоесть малышу, пополнить его речевой запас вы можете, разговаривая с ним в процессе обычных дел по дому. Общению с ребенком нужно радоваться и посвящать ему как можно больше времени.

Упражнения для произношения звуков

Первоначально рекомендуется подготовить карточки, на которых будут изображены животные и предметы, в начале, середине или конце которых присутствуют проблемные буквы. Нужно понаблюдать, всегда ли произношение сложной буквы получается проблемным, или в некоторых позициях.

Читайте также:  Лимфаденопатия шейных лимфоузлов: симптомы, лечение

1. Чтобы освоить букву «С» рекомендуются применять упражнения:

  • «Рельсы» (когда язык должен «ездить» по внутренней стороне верхних зубов).
  • «Тишина» (несколько раз повторяйте звук «т-ссс», растягивая букву «С»).

В качестве закрепления буквы нужно выбрать картинки или слова, где присутствует буква «С»: сани, сито, пояс, солнышко, свет. Можно использовать предложения: Саша сеет семена или стихи:

«В лесу темно,

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку она сидит».

2. Буква «З» является собратом «С», только звонким. Поэтому чтобы научить ребенка выговаривать букву «З», нужно произнести «с», только повысив голос. Покажите малышу, поднеся руку к его горлышку, как напрягаются мышцы, произнося звонкие звуки. Закрепляем букву словами: заяц, зверь, зуб, звезда, а также предложениями: Зайчик зимой как маленький зверек.

3. Букву «Ц» можно освоить, прибегнув к упражнению «Тишина», только произносить нужно не «т-ссс», а «тс-тс-тс». Закрепляем словами: цапля, цыпленок, цепь, пицца, и предложениями: Какой цвет у птицы?

4. Выговаривать букву «Ш» можно при помощи небольшого фокуса: попросите ребенка произнести букву «с», а сами ложечкой приподнимите язычок малыша к небу. Получится звук «ш». Закрепляется буква словами: шило, шепот, уши, шум; предложениями: Наша Маша шуршит; а также стихами:

«Милый мишка, Славный мишка, Весь из плюша Сшит наш мишка».

5. Такой же фокус можно проделать, с буквами «з» и «ж». Закрепить букву «Ж» нужно словами: жук, еж, жаба. А также предложениями: Жанна ожидает книжки.

6. Чтобы освоить букву «Ч», попросите малыша проговорить «ть-ть-ть», при этом нажав на щеки малыша пальцами. Тогда вы услышите заветное «ч». А чтобы букву закрепить, попросите малыша проговорить слова: чай, черепаха, дочка, мяч; предложения: Чистят ванночку чижи.

7. Самой распространенной для родителей является проблема букв «Р» и «Л». Приемы и упражнения для решения этой проблемы направлены на обучение ребенка рычать, не проглатывая сложные буквы и не заменяя сложную «р» на более легкую «л»:

«Лошадка» — изображайте вместе с ребенком цоканье и стук копыт лошадки.

«Зубки чистим язычком» — попросите малыша широко улыбнуться. Затем нужно провести языком по внутренней поверхности верхних зубов. Следите, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась без движения.

«Дразнилка» — ребенку предлагается подразниться. Для этого расслабленный язык высовывается и болтается вверх-вниз. Сопровождается дразнилка рычанием.

Отдельное внимание в обучении буквам «Р» или «Л» уделяется скороговоркам:

  • Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак.
  • На дворе трава, на траве — дрова: раз, два, три лежат дрова.
  • Съел храбрец тридцать три пирога, да все они с творогом.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь.

Способ по Левиной

  • Логопед Р. Е. Левина в 1965 г. разработала комплекс артикуляционных упражнений для обучения произношению «Р».
  • На первом этапе упражнения направлены на получение фрикативного «Р» без вибрации после достижения правильной артикуляции.
  • На втором — тренируется вибрация языка от звуков «Ш», «Ж». Ребенок раздвигает губы, не округляя их, протягивает «Ж», сдвигает кончик языка наверх к деснам, щель между ними отсутствует. Ребенок сильно выдыхает воздух.
  • Для выработки вибрации используют звук «Д», который проговаривае тся на одном выдохе. Рот широко открыт, передний край языка плотно соединяется с деснами верхних зубов. «Д» произносят вместо «Р» в словах с сочетанием «ТР» или «ДР».
  • Учим ребенка говорить звук «Р» дома – что взять на заметку

    Упражнения для занятий с ребенком очень просты, но, тем не менее, первое время могут вызывать сложности. Если вы решили заниматься самостоятельно, проявляйте терпение и настойчивость в процессе усвоения произношения буквы Р. Помните – даже небольшие, но регулярные речевые тренировки способны принести результат.

    Учим ребенка говорить звук «Р» дома – что взять на заметку

    Вот несколько полезных советов по процессу обучения звукопроизношению:

    • чтобы не потерять интерес ребенка к упражнениям, занимайтесь последовательно по нескольким звукам. От простых заданий переходите к более сложным, последовательно. Если малышу из раза в раз тяжело дается одно из заданий, предложите альтернативу;
    • используйте разнообразный материал для автоматизации и закрепления звука в речи. Чередуйте в занятиях чистоговорки, стихи, картинки с предметами, наборы слов, которые содержат отрабатываемый звук;
    • для прогрессивного результата важен положительный эмоциональный настрой у ребенка. Если малыш не настроен заниматься по какой-то причине, то выполните упражнения чуть позже;
    • поставленные звуки требуют постоянного закрепления в речи. Поэтому важна систематичность в проведении занятий. Уделяйте время “проблемному” звуку не менее 20 минут ежедневно.
    Учим ребенка говорить звук «Р» дома – что взять на заметку

    P.S. Также советуем вам ознакомиться с другими полезными материалами из рубрики “Обучение и развитие детей“

    Учим ребенка говорить звук «Р» дома – что взять на заметку