Как научиться понимать иностранную речь на слух

Чтение с губ — зрительное восприятие речи по движениям губ; используется глухими и страдающими тугоухостью как способ общения.

Медицинская библиотека

  • Акушерство и гинекология
  • Анатомия и физиология
  • Анестезиология и реаниматология
  • Болезни органов дыхания
  • Болезни пищеварительной системы
  • Болезни сердечно-сосудистой системы
  • Гематология
  • Дерматология и венерология
  • Инфекционные болезни
  • Информация
  • Контрацепция
  • Красота, здоровье, долголетие
  • Неврология и невропатология
  • Онкология
  • Оториноларингология
  • Офтальмология
  • Педиатрия
  • Психология и психиатрия
  • Сексология и сексопатология
  • Стоматология
  • Судебная медицина
  • Терапия
  • Урология и нефрология
  • Фармакология
  • Хирургия
  • Эндокринология
  • Энциклопедия
  • Медицинские термины
  • Ч

Похожие работы

  • Психологические особенности восприятия текста
  • курсовая Факторы восприятия: Внешние 1)Размер 2)Интенсивность (в физическом или эмоциональном плане) 3)Контрастность (противоречие с окружением) 4)Движение 5)Повтор
  • статья 1 Основные этапы развития социальной психологии как науки
  • статья + Тема 1 Документ Microsoft Word
  • статья Семинарское занятие № 1. Введение в психологию профессиональной деятельности
  • реферат Теория восприятия (как воспринимается речь)
  • курсовая Проблемы смыслового восприятия речи
  • реферат Текст как продукт речевой деятельности
  • курсовая Публицистические ресурсы имиджевого текста
  • реферат О психолингвистическом подходе к изучению текста
  • конспект лекций 1 РЕДАКТ ЛЕКЦИИ
  • реферат Текст как объект лингвистического исследования
  • дипломная Глава 2. Концептуальная метафора в тексте

Речевой слух и слухо-зрительное восприятие

речевой слухпроизношения и устной речипроизношениемречевого слухасамостоятельнослухо-кинестетические обобщениячитатьназывания букв или чтения слоговсамостоятельночтение вслухАналогичная концепция и практика была описана в материалах Международного центра развития компетенций PraktiK:«Для эффективного обучения любым навыкам или учебным предметам необходимо уметь качественно читать вслух. Ничего более полезного для развития и предотвращения деградации мозга человечество не придумало. Именно чтение вслух оказывает мощный синергетический эффект от взаимодействия разных отделов мозга в момент чтения вслух: одновременно работают зрительные отделы, слуховые и моторные. Чем больше разнообразных источников информации, тем быстрее и точнее запоминаются детали. Громкое, выразительное, эмоциональное чтение вслух – одно из самых эффективных упражнений для развития речи детей. Впрочем, не только детей, но и взрослых! Именно чтение вслух обеспечивает тренировку речи, языковую практику, в то время как «молчаливое» дает лишь поверхностное усвоение мозгом любой информации. При чтении про себя основная часть информации воспринимается мозгом как «мусорная», ненужная, поэтому она быстро стирается или сохраняется в недоступных для воспроизведения местах. «Громкое» чтение дает возможность освоить навык легкого и точного выражения мыслей, «провоцирует» постоянное увеличение словарного запаса, освоение хорошей дикции, интонации, эмоциональной окраски, яркости изложения, правильности речи и других ее составляющих. При чтении (вслух) задействовано большинство высших зон мозга. А значит, чтение можно рассматривать как лучшее упражнение для поддержания мозга в форме».письмоактивизируются зоны мозгасинхронно

речевого слухаустной речиречевая деятельностьзапоминания

Понимание смысла речи, смысла текстов в устной и письменной формах – фундаментальная проблема языкового развития детей независимо от состояния их слуха.

положительные эмоциидраматизация самостоятельное пониманиеактивное самостоятельное устное общениевнутренней речи создания неформальных объединений ученых и практиковРечевой слух«Исследователи всего мира уделяют все возрастающее внимание изучению взаимосвязи между когнитивной способностью, когнитивным снижением и потерей слуха» . Таким образом, речевой слух является одним из детерминирующих факторов когнитивного развития и детей, и взрослых с нарушением слуха, и это необходимо учитывать при создании любой психолого-педагогической системы абилитации/реабилитации глухих и слабослышащих детей.Кроме этого, модель формирования и развития речевого слухадетей с сохранным слухом

Почему возникают сложности?

Слышать или услышать?

«Вообще-то оно хорошее правильнописание, но только почему-то хромает…» — говорил всеми любимый медвежонок Винни-Пух. С восприятием на слух – то же самое, оно зависит от того, насколько часто в действительности вы находитесь в среде и имеете возможность слушать иностранную речь. Если вы никогда в жизни не слышали, как слово ЗВУЧИТ, то вам едва ли поможет то, что вы его десять раз подряд ПРОЧИТАЛИ (тем более самостоятельно и про себя).

Что это – влияние извне?

Или – не спешите обвинять самого себя. Вспомните, легко ли вам бывает расслышать кого-то, когда вы находитесь в галдящей толпе или, скажем, в метро во время приближения поезда? Вам крайне сложно понять, что говорит собеседник, верно? А ведь вы общаетесь на одном языке.

С иностранной речью задача усложняется вдвое, ведь вы не можете попадать в вакуум каждый раз, чтобы правильно всё расслышать. Пока вы только учитесь – лучше уделять особое внимание комфортной обстановке.

Читайте также:  Воспаление или опухоль пищевода: симптомы, чем лечить

О чём говорит внутренний голос?

Чаще всего именно он мешает нам даже больше, чем внешние помехи. Мы сомневаемся, комплексуем, боимся не понять или услышать некорректно, стесняемся переспросить или уточнить непонятное.

Как будто с акцентом…

Мы шутим, что жители Москвы и Санкт-Петербурга будто говорят на разных языках, а ведь в других странах отличий внутри одного и того же языка тоже немало. Вспомните кокни в Англии или гэльский в Ирландии, баварский диалект в Германии или мандарин в Китае. Мы имеем дело с количеством материала куда большим, чем если бы язык был единым, везде и всюду звучал бы одинаково.

Важно учитывать, какую именно речь вы слушаете, чтобы впоследствии иметь возможность сравнить между собой различные произношения – и научиться их разделять.

Психофизиологические механизмы аудирования и понимания как центральное звено восприятия речи на слух

Под аудированием понимается это восприятие и понимание речи на слух.

Психологической основой понимания являются процессы восприятия, узнавания языковых образов, понимание их значений, процессы антиципации (угадывания) и осмысления информации, процессы группировки сведений, их обобщение, удержание информации в памяти, процессы умозаключения.

Исследователями установлено, что еще до начала восприятия, как только появляется установка на слушание, артикуляционные органы уже проявляют минимальную активность. Благодаря этому в познании слушающего возбуждаются определенные модели . Такая преднастройка – основа для действия механизма антиципации или прогнозирования, который дает возможность по началу слова или фразы предугадать их конец.

Но узнать еще не значит понять. Уже на уровне актуального осознания на основе аналитико-синтетической деятельности мозга начинает работать механизм осмысления, который «производит компрессию фраз и отдельных фрагментов текста за счет опущения подробностей и, оставляя в памяти только смысловые вехи, высвобождает ее для приема новой порции информации».

Основными характеристиками понимания являются: полнота, точность, глубина.

Выделяют два основных уровня понимания: значения языковых единиц и смысла. Уровни понимания позволяют судить об уровнях обученности учащихся и конкретизировать цели обучения.

Аудирование с психологической точки зрения представляет собой сложную иерархическую структуру, в которой можно выделить три уровня:

— побудительно-мотивационный. Мотивационно-побудительная фаза приводится в движение коммуникативной задачей. Учащимся необходимо сообщить перед аудированием о том, что они будут слушать и что конкретно должны услышать. Мотив создается, как правило, интересной экспозицией, беседой об авторе, теме произведения. В естественном общении источником мотива для восприятия и понимания является тема общения и сам собеседник (его манера общения, умение привлечь внимание слушающего и т. д.);

Читайте также:  Глазные капли Ципрофлоксацин – инструкция по применению для глаз

— ориентировочно-исследовательский/ аналитико-синтетический (анализ слушаемого текста, вычленение информации). Аналитико-синтетическая фаза – это основная часть аудирования. Именно здесь происходит восприятие и переработка информации, поступающей по слуховому каналу. С помощью вышеописанных механизмов (слуховой памяти, прогнозирования, идентификации и др.) происходит умозаключение – результат понимания;

— исполнительный (ученик вербально и невербально реагирует на услышанное).        

А.А. Леонтъев говорит о необходимости выделения фазы контроля [12, с. 53].

Мотивом аудирования является познавательно-коммуникативный интерес (или жизненная потребность) в информации, содержащейся в аудируемом тексте.

Процесс аудирования включает фазу прогнозирования на смысловом уровне:

1) фазу установления связей на уровне предложения (связь между элементами предложения),

2) на уровне абзаца (смыслового звена);

3) на уровне текста (вязь между смысловыми звеньями)

4) фазу смыслоформулирования.

Характер прогнозирования и понимания определяется уровнем владения языком и, соответственно, уровнем развития речевого слуха на данном этапе, аудиторским опытом, информированностью в теме (предмете аудируемого текста). Все эти компоненты аудирования позволяют человеку актуализировать слуховые образцы языкового явления (слова и интонационной модели), его обобщенных парадигматических и синтаксических структур, тем самым обеспечить правильное прогнозирование и последующее смыслообразование.

Зимняя И.А. выделяет следующие характеристики аудирования как вида речевой деятельности:

 — по характеру речевого общения аудирование реализует устное и непосредственное общение,

 — по роли в процессе общения оно является реактивным видом речевой деятельности,

 — по направленности на прием и выдачу сообщения, аудирование является рецептивным видом речевой деятельности.

 — основная форма протекания аудирования – внутренняя, неравномерная [8, ].

Предметом аудирования является чужая мысль, закодированная в языке и подлежащая расшифровки.

Продуктом – умозаключение.

Результат аудирования – понимание содержания и речевое или неречевое поведение.

Виды аудирования различаются:

1) По цели восприятия на слух:

 — выяснительное,

— ознакомительное,

— деятельностное.

2) По функциям аудирования:

— аудирование в процессе непосредственного диалогического общения (учитель — учащиеся),

— аудирование связанных текстов в опосредованном общении.