Активное слушание – полезный навык для налаживания глубокого контакта с собеседником, эффективного поиска совместного решения вопросов. Это сложное коммуникативное умение, иногда вызывающее недоумение. Для многих слушание – это пассивное восприятие информации от окружающих людей.
Причины
Поскольку восприятие речи – сложный процесс, в котором участвуют наружное, среднее, внутреннее ухо, слуховой нерв и кора головного мозга, то причиной фонемической регрессии могут быть почти любые нарушения работы этих структур.
- Королева И.В. Отбор детей на кохлеарную …
- Эффективные электронные упражнения по …
- Как помочь ребенку читать быстро и …
- СЛУХОРЕЧЕВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ
- Поражения наружного и среднего уха вызывают, как правило, обратимое нарушение слуха. Эти повреждения связаны с травмами или контузиями, приводящими к разрыву барабанной перепонки; инфекциями, вызывающими отек слуховой трубы и заполнение ее экссудатом; серными пробками.
- Повреждения внутреннего уха, приводящие к ухудшению речевого слуха, чаще всего связаны с поражением волосковых клеток вследствие перенесенной инфекции, шумовой травмы, возрастных изменений или генетических аномалий. Воспаление соответствующего нерва также ведет к потере речевой чувствительности, однако эти поражения сопровождаются и общим снижением уровня слышимости.
- При нарушениях центров головного мозга, отвечающих за слух (центральных расстройствах), нарушений тонального звука обычно не наблюдается, страдает только речевое восприятие. У взрослых пациентов эта патология наблюдается достаточно редко и связана с нарушениями мозгового кровообращения, травмами, абсцессами и новообразованиями головного мозга.
Особенности речи собеседника
Затруднять понимание могут диалект, акцент, сленг. А также любые индивидуальные особенности речи собеседника — произношение определённых звуков, интонация, темп речи.
Пару лет назад мне нужно было переводить для австралийской компании на выставке. Мне потребовался целый день, чтобы начать понимать австралийский диалект, даже с моим уровнем английского на уровне носителя. И потом ещё полдня, чтобы научиться его имитировать.
Как справиться с такими ситуациями без лишнего стресса? Ведь выучить все диалекты нереально. Почти в каждой немецкой деревне говорят на своём диалекте, а индивидуальные особенности есть у каждого собеседника.
Моя переводческая практика привела меня к двум эффективным лайфхакам. Первый, «сильную позицию», можно применять, если условия позволяют вам управлять ходом разговора: например, когда вам хотят что-то продать. Второй лайфхак лучше использовать, если вам самим что-то нужно от собеседника, но «сильная позиция» вам пока не по зубам.
Решение 1. «Сильная позиция»
Состоит из трёх шагов.
- Установите рамки для собеседника — настаивайте на литературном языке в беседе. Например, в Германии почти все жители владеют «хохдойчем» (Hochdeutsch), общепринятым языком. Иногда исключение составляют пожилые люди либо молодёжь, не желающая отказываться от сленга.
- Выявите закономерности в ходе разговора, определите, какие знакомые звуки по-другому произносятся. Если разговор не позволяет сделать это быстро, попросите собеседника на них указать. Например, это могут быть гласные: «о» вместо «а», и английское «спайдер» (spider, «паук») будет звучать как «спойдер». Обычно каждый носитель в курсе этих закономерностей и будет рад помочь, если его вежливо попросить.
- Потренируйтесь слышать эти закономерности. Современные видео- и аудиокурсы включают разнообразные записи в процесс обучения. Мужские, женские и детские голоса, речь пожилых людей, разговоры на диалекте — всё можно найти.
Решение 2. «Шурик»
Пригодится в следующих ситуациях:
- собеседник говорит очень быстро;
- мы слушаем новости в СМИ;
- мы только-только начали учить язык, и любая речь для нас звучит как новости в СМИ.
Помните пьяного Шурика из «Кавказской пленницы» и его «помедленнее, я записываю»? Этот лайфхак идеален для начинающих слушать и слышать иностранный язык. С ним совсем не страшно показать своё незнание, а иногда даже выгодно! В разговоре вы можете выбирать шаги, которые подходят конкретной ситуации общения.
- Предупредите собеседника, что вы только начали учить иностранный язык.
- Попросите говорить медленнее.
- Предупредите, что вы записываете.
- Спрашивайте значение услышанных, но непонятых слов.
- Если слушаете речь в записи, чаще ставьте на паузу, чтобы облегчить себе понимание.
Активное слушание — правила и техника метода
В одной известной притче говорится, что человеку даны два уха и один рот, это значит говорить люди должны меньше чем слушать друг друга. Человеку важно быть услышанным, понятым, и слушая больше — постигаются многие вещи и тайны. Активное слушание – метод, заслуживший доверие среди психологов в силу его эффективности и простоты.
Что такое активное слушание?
Активное или эмпатическое слушание — техника, которую привнес в психотерапию американский психотерапевт, создатель гуманистической психологии – Карл Роджерс.
Активное слушание – это инструмент, помогающий услышать, понять чувства, эмоции собеседника, направить беседу в глубину и помочь человеку пережить и трансформировать его состояние.
В России методика развилась и дополнилась разными нюансами благодаря детскому психологу Ю. Гиппенрейтер.
Эмпатическое слушание в психологии
Приемы активного слушания в психологии помогают гармонично выстроить беседу, обнаружить поле проблем клиента и подобрать соответствующую индивидуальную терапию.
В работе с детьми – это лучший метод, ведь маленький ребенок еще не совсем идентифицирует и знает свои чувства.

Во время эмпатического слушания психотерапевт абстрагируется от своих проблем, душевных переживаний и полностью сосредоточен на пациенте.
Активное слушание — виды
Виды активного слушания условно подразделяются на мужской и женский. Особенности каждого из видов:
- Мужское активное слушание – предполагает рефлексию и используется в деловых кругах, переговорах в бизнесе. Полученная от собеседника информация внимательно анализируется с разных сторон, задается множество уточняющих вопросы, так как мужчины нацелены на результат. Здесь уместна и разумная критика.
- Женское активное слушание. В силу природной эмоциональности и большего проживания чувств – женщины более открыты и обладают большей эмпатией: быть с собеседником вместе, сопричастным с ним в его проблеме. Эмпатию невозможно подделать – это чувствуется другим человеком и вызывает у него доверие раскрыться. В женском слушании используются техники парафраз, акцент на проговариваемых чувствах и эмоциях.
Техника активного слушания
Активное слушание это – техника и одновременно процесс максимальной концентрации на другом человеке, когда происходит учет всех тонкостей и нюансов в беседе: наблюдение за голосом, интонацией, мимикой, жестами и внезапными паузами. Главные составляющие техники активного слушания:
- Нейтралитет
Что такое активное слушание
Активным слушанием называется способ коммуникации, для которого характерно:
- максимально включиться в разговор;
- глубоко улавливать смысл сказанного, сосредоточить внимание на словах собеседника;
- не отвлекаться на свои мысли, абстрагироваться от посторонних ощущений;
- наладить доверительный контакт со вторым участником беседы при помощи вербальных и невербальных приемов.
Эмпатическое восприятие речи повышает качество общения, позволяет увести разговор в нужном направлении или достичь понимания в спорных вопросах. Важно не только выслушать собеседника, но и правильно осмыслить его слова, выделить главное.
Авторство методики принадлежит советскому семейному и детскому психологу Ю. Б. Гиппенрейтер. Она описала важность активного слушания для общения и налаживания близких отношений с детьми, решения конфликтов в семье.
Методика активного слушания.
Со временем приемы стали использовать в других сферах для быстрого установления контакта с собеседником:
- в психологическом консультировании, групповой терапии;
- в деловом общении;
- в продажах;
- в педагогике, журналистике;
- в работе МЧС, полиции (при общении с пострадавшими в ЧС, потерпевшими).
- Кохлеарная имплантация.
- Word — Кадры образования
- Методические рекомендации по медико …
- Методические рекомендации по медико …
В характеристике активного слушания выделяют 2 типа: мужской и женский. Их различия:
- Область применения. Методика мужского типа используется в бизнес-общении, переговорах, корпоративных дискуссиях, женского — в психологии, семейных отношениях, диалогах с близкими или детьми.
- Способ восприятия информации. Для мужского характерен рациональный анализ сказанного, тогда как женское отличают эмоциональность, сочувствие и сопричастность к переживаниям собеседника.
- Эмпатия в первом случае направлена на понимание смысла речи, во втором — на установление доверия.
- Используемые приемы: умеренная критика, наводящие вопросы, уточнения в мужском типе против отражения чувств, пересказывания в женском типе.
Основные приемы активного слушания.
Основа методики — живое участие в диалоге, при котором необходимо не только услышать обращенную речь, но и уловить интонации, настроение, выражение лица или жесты.
Активное слушание исключает:
- Оценочные суждения, критику. Эмпатическое общение строится на безусловном принятии собеседника, что доказывает человеку собственную значимость и поощряет продолжать разговор.
- Рассеянность, отсутствие интереса. В разговоре нельзя уходить в себя, отворачиваться, даже если тема беседы не близка. Открытость, встречные вопросы помогают расположить оппонента.
- Навязывание своего мнения. Важно уважать взгляды другого человека, выражать несогласие корректно, без осуждения, не перебивать.
- Раздражение, агрессию. Техника не работает в конфликтной обстановке, когда собеседники настроены друг против друга. Для эффективного диалога предполагается спокойное, дружелюбное отношение.
Структура техник активного слушания.
Приемы активного слушания
Основные приемы активного слушания заключаются в желании уловить суть речи собеседника, по возможности помочь ему. Овладение этими методами достигается при условии постоянной тренировки. К приемам активного слушания относится:
— поощрение. Оно заключается в заинтересованности, выраженном желании выслушать собеседника. На этом этапе важна доброжелательность, отсутствие оценочных мнений;
— повторение. Оно заключается в уточняющих вопросах, повторении фраз говорящего. Словесная концентрация на основных моментах беседы;
— отражение. Оно заключается в понимании эмоций собеседника. На этом этапе можно копировать в умеренных дозах мимику или жесты собеседника, таким образом выражая интерес и полное взаимопонимание;
— обобщение. Оно заключается в подведении итогов речи собеседника. Это концентрация на главной мысли всего сказанного и подбор компромисса.