Нарушения речи у детей

Дислалия – это нарушение произношения у детей при наличии хорошего слуха и достаточного запаса слов.

Определение

Расстройство артикуляции определяется как значительное нарушение овладения нормальной артикуляцией звуков речи в соответствующем возрасте. Это состояние не может быть обусловлено первазивным расстройством развития, умственной отсталостью, нарушением механизмов внутренней речи или же неврологическими, интеллектуальными нарушениями и нарушениями способности слышать. Расстройство, проявляющееся частым неправильным произношением звуков, заменой или пропуском их создает впечатление «младенческой речи».

Ниже приведены диагностические критерии для расстройства развития, артикуляции.

  • А. Значительное нарушение способности правильно использовать звуки речи, которые должны были бы уже развиться в соответствующем возрасте. Например, у трехлетнего ребенка неспособность произнести звуки п, б и т, а у 6-летнего — р, ш, ч, ф, ц.
  • Б. Не связано с первазивными расстройствами развития, умственной отсталостью, нарушением способности слышать, расстройством механизма устной речи или неврологическим расстройством.

Это расстройство не связано с какими-либо анатомическими структурами, слуховыми, физиологическими или неврологическими нарушениями. Это расстройство относится к ряду различных нарушений артикуляции, варьирующих от легких до тяжелых форм. Речь может быть полностью понятной, частично понятной или непонятной. Иногда нарушено произношение только одного звука речи или фонемы (наименьший объем звука) или же поражаются многие звуки речи.

Нормы появления звуков речи у ребенка с рождения до лет

Уже с полутора-двух месяцев ребенок начинает гулить – произносить так называемые «псевдоречевые» звуки, не всегда совпадающие со звуками родного языка. Сначала появляются гласные звуки, а затем – сложные комплексы звуков, похожие на «агу», «ага», «уги» и т.д. Длится этот период примерно до 5 месяцев, и с этого возраста в норме гуление плавно перетекает в лепет (если у ребенка сохранен слух и интеллект). В период лепета ребенок повторяет за взрослым и произносит самостоятельно отдельные слоги и цепочки слогов, содержащие гласные и простые согласные: па-па-па, ма-ма-ма, га-га-га, бу-бу-бу и т.д. Продолжается период лепета до 10-12 месяцев.

К двум годам ребенок должен освоить и четко произносить гласные звуки: [а], [у], [о], [и] и самые ранние по времени появления согласные: [к], [к’], [г], [г’], [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’].

К трем годам ребенок осваивает звуки [в], [в’], [ф], [ф’], [ы], [э], [х], [х’], [с’], [з’], [л’].

До трех лет возрастной нормой считается смягчение согласных звуков («сяпка» вместо «шапка», «дём» вместо «дом» и т.д.). Все остальные звуки малыш в этом возрасте, как правило, не произносит совсем (пропускает) или заменяет на более простые (вместо «мишка» ребенок может произносить «мика», «миска», «миська»).

В период с 3 до 4 лет постепенно исчезает смягчение твердых согласных звуков (в норме в этот период ребенок перестает говорить «дём» и произносит четко – «дом»). Малыш осваивает йотированные звуки (например, в словах «юбка», «юг», «ямка»). Но по-прежнему отмечается нарушение произношения звуков [с], [з], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’]. Эти звуки заменяются более простыми (например, [с] на [т], [т’] или [с’]; [р] на [j] (читается как й), [л’] или опускается и т.п.).

К четырем годам большинство детей правильно произносит свистящие звуки: [с], [с’], [з], [з’] и хорошо различает их в свободной речи.

После 4 лет ребенок правильно произносит в речи и дифференцирует (различает) между собой уже все свистящие звуки без исключения ([с], [с’], [з], [з’] и [ц]). В этом возрасте еще возможно нарушение произношения звуков [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’]. Ребенок в норме легко определяет и называет ударный гласный в начале слов: (например, в словах «утка», «аист», «облако»); может определить и назвать очередность звуков в слияниях: ау, уа, иа.

В возрасте 5-6 лет, как правило, шипящие звуки ([ш], [ж], [щ], [ч]) произносятся ребенком верно, а также они различаются (дифференцируются) им в свободной речи. Уходит смягчение звуков [щ], [ч]. Многие дети осваивают звук [л]. И лишь звуки [р] и [р’] либо заменяются на [л], [л’], [j], либо опускаются (это считается физиологической нормой). Ребенок в этом возрасте легко определяет начальный и конечный звуки в словах, может определить количество звуков в трех-пятизвучном слове, может подобрать слово на заданный звук.

К шести годам  ребенок правильно произносит и дифференцирует в речи все звуки родного языка. Он может определить место любого звука в слове, определить количество звуков в слове, подобрать слово на заданный звук.

Обратите внимание: если ребенок произносит звук искаженно  – т.е. заменяет его звуком, отсутствующим в родном языке (например, вместо нормативного звука [с] употребляет межзубный [с], вместо нормативного [р] – горловой [р] и т.д.), то вне зависимости от возраста необходимо срочно предпринимать меры по исправлению произношения данного звука (или ряда звуков). Не тяните время, не тешьте себя надеждами, что ребенок «выговорится». Искажение звуков не проходит самостоятельно, а, наоборот, закрепляется в речи (что в дальнейшем усложняет коррекционную работу и значительно удлиняет ее сроки).

Дорогие родители, прислушивайтесь к речи своего ребенка, замечайте малейшие успехи, обращайте внимание на «тревожные звоночки» и в случае необходимости своевременно обращайтесь к специалистам!

Этиологические причины нарушения речевой функции

Звукопроизношение − это (в логопедии) правильное воспроизведение звуков речи, благодаря активной работе речевого центра и артикуляционных органов. Становление речевой функции у ребенка происходит постепенно. Процесс развития речи может длиться весь дошкольный период. На первом году жизни появляются звуки [а], [б], [п], [м], [г], на 2 году гласные [э], [у], [ы], [о], [и], согласные [в], [т], [д], [к], [х], [л’], [с], [ф].

Читайте также:  Лечение аденоидов у детей эфирным маслом туи

В логопедии считается, что окончательное развитие речевой функции у ребенка происходит только к 5-7 годам. В этот возрастной период пациент может воспроизводить правильно все звуковые единицы языка, на котором он говорит. Если у ребенка отмечается нарушение речи после 5-7-летнего возраста, то следует обратиться к врачу для выяснения причины речевой дисфункции.

Воспроизведение звуков нарушается по причине повреждений структур мозга, неправильного развития артикуляционного аппарата, а также проживания в некомфортной социальной среде. Эти основные причины способны сильно повлиять на формирование речевой функции. Если ребенок живет с родителями, которые неправильно произносят звуки и слова или совсем не говорят, то формирование речи происходит неправильно.

Часто речь развивается с дефектом при заболеваниях головного мозга. Причиной повреждения мозговой ткани могут быть разные травмы во время родов или в течение жизни ребенка. Родовая травма возникает по причине тяжелых и длительных родов, а также при стремительной родовой деятельности. Мозг может повреждаться во время длительной гипоксии.

Этиология неправильного развития артикуляционного аппарата:

  • Высокое, плоское или низкое небо − при этом пациент не может правильно расположить язык для воспроизведения звуков.
  • Пухлые губы, свисающая или короткая нижняя губа – неправильное формирование губ усложняет правильную артикуляцию во время речи.
  • Недоразвитие челюстей (заячья, волчья губа даже после оперативной коррекции, нарушение прикуса).
  • Измененный зубной ряд – диастемы (большие промежутки между зубами), двойной ряд зубов и другие патологии.

Речь неправильно формируется также при неверном восприятии звуков. Часто на развитие речевой функции сильно влияет соматическое заболевание, обостряющееся у ребенка до 5-7-летнего возраста.

В настоящее время наиболее распространенным недостатком речи детей дошкольного возраста являются разнообразные виды нарушений звукопроизношения, проявляющихся в форме неумения правильно произносить определенный звук, замена звуков или их искажение.

Возникновение нарушения звукопроизношения связано с моторными и сенсорными нарушениями периферического и центрального характера. В связи с чем, следует учитывать:

  • нарушения и изменения в строении артикуляционного аппарата;
  • разнообразные нарушения иннервации мышц, которые принимают непосредственное участие в артикулировании;
  • снижение или нарушение слухового восприятия.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • свистящие (22%);
  • шипящие (24%);
  • звонкие (4,5%);
  • задненёбные (1%);
  • мягкие (1,5%).

Данная закономерность связана в первую очередь с распределением дефектов артикуляционной работы. Чем сложнее артикуляционная работа для произношения звука, тем больше вероятность возникновения нарушения звукопроизношения.

По мнению ряда ученых-логопедов, ошибки в произношении звуков необходимо так же учитывать и с точки эффективности речевой коммуникации ребенка:

  1. Ошибки, которые не нарушают смысла сказанного, а касаются только лишь оттенков фонем.
  2. Ошибки, которые приводят к смешению фонем и их различию. Данные ошибки принято считать грубыми, так как они значительно искажают смысл сказанного.

В том случае, если у ребенка отмечается одновременно значительное количество ошибок и дефектов в произношении звуков, то это указывает в первую очередь на то, что у ребенка недостаточно сформировано фонематическое восприятие. Чем сложнее нарушение звукопроизношения, там невнятнее речь ребенка.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

В. Правдина):

  1. Неумение правильно произносить определенный звук или группу звуков.
  2. Неправильное произношение звука в речи, при правильном изолированном произношении.
  3. Недостаточная дифференциация близких по звучанию или артикуляции звуков, при этом ребенок умеет правильно произносить оба звука.

Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения – сигматизмы, ротацизмы, ламбдацизмы, йотацизмы, гаммацизмы и хитизмы. Данные виды нарушений имеют окончание «-изм», что говори о нарушении, связанном с искажением произношения звуков. Такие нарушения как парасигматизмы, параротацизмы и т.д., имеющие приставку «-пара», свидетельствуют о замене звука при произношении.

Симптомы Нарушений речи у детей:

У детей могут быть проблемы с:

— артикуляцией (нарушено образование звуков)

— просодией (нарушено выражение и понимание тона голоса и интонации собеседника)

— синтаксисом (нарушения касаются образования и понимания грамматически правильных предложений)

— семантикой (нарушена способность кодировать значение словами и декодировать значение из слов)

— прагматикой (нарушена способность использовать речи и понимать контекст, чтобы улавливать скрытые посылы, которые не выражены в сказанном явно).

Виды нарушений речи у детей:

1. Фонологически-синтаксические

Проблема возникает не с содержанием речи, а с формой. Ребенок имеет желание коммуницировать, но у него проблемы с синтаксисом, артикуляцией или с тем и другим. Бывают случаи сугубо артикуляционных проблем. Сверстники могут дразнить таких детей.

Если у ребенка расстройства экспрессивной речи, то речь развивается в более позднем возрасте, чем обычно, и синтаксические структуры на несколько лет отстают от возрастного уровня. Понимание нормальное, но артикуляция может быть также не совсем правильной. Более редко случается расстройство рецептивной речи – когда у ребенка проблемы с экспрессией речи, а также с ее пониманием и произношением (артикуляцией).

2. Семантически-прагматическое

Проблемы не с формой речи, а с ее использованием и содержанием. В типичных случаях артикуляция и синтаксис нормальные, формальные тесты речи ребенок проходит успешно, но у него есть проблемы с повседневными разговорами и пониманием, которые родителям и учителям трудно описать. Сказанное ребенок часто понимает буквально, не может уловить контекст.

Когда ребенок что-то рассказывает, он не фиксирует в речи ключевые детали, потому связанная последовательность рассказа нарушается. Речь часто звучит как бессвязный монолог. Существуют так называемые просодические нарушения, включающие аномальные интонации и монотонное произношение. Точно не описана связь между семантически-прагматическим расстройством и расстройствами аутистического спектра.

Читайте также:  "Отривин Бэби" (аспиратор назальный): цены, отзывы, инструкция

3. Синдром Ландау-Клеффнера или приобретенная эпилептическая афазия

Такое расстройство встречается редко, проявляется как потеря речевых навыков после нормального развития ребенка. Данный синдром начинается у детей с 3-х до 9-ти лет. Потеря не случается резко, на это требуются месяцы, но бывают случаи, когда потеря речи более быстрая. Сначала ребенок всё хуже воспринимает устную речь. У родителей при этом иногда возникают подозрения на глухоту, но при походе к доктору оказывается, что пороги слышимости в пределах нормы.

После потери понимания наступает потеря ребенком экспрессивной речи. Приблизительно у 50-70% пораженных детей возникают припадки – генерализированные или простые парциальные. Случаются они в основном в ночное время. Сначала ребенок рассеянный, тревожный, бывают вспышки гнева. Родители могут принять невосприимчивость ребенка за злой умысел. У пораженных детей бывает гиперактивность в некоторой степени.

Сопутствующие учебные трудности

При тяжелых и устойчивых расстройствах речи есть большой риск трудностей в учебе, даже при нормальном интеллектуальном уровне ребенка, который оценивают по невербальным методикам. В основном могут быть проблемы с чтением и правописанием, но не исключены трудности с математическими науками. При расстройствах рецептивной и экспрессивной речи риски больше, чем при проблемах с произношением. Если проблемы у ребенка только с артикуляцией, трудностей в учебе может не быть.

Сопутствующие психиатрические и личностные проблемы

Многие исследования показали, что у детей с проблемами речи повышенные психиатрические риски. Психиатрические проблемы могут появиться либо по причине расстройств речи непосредственно, либо по той же причине, по которой появились и сами речевые расстройства.

Большой риск тревожных расстройств, проблем с социальными отношениями и дефицита внимания. Более заметны такие проблемы у старших детей. При низком интеллекте могут быть психопатологии – риск выше, чем у детей с нормальным IQ. Эмоциональные проблемы могут быть при расстройстве рецептивной, экспрессивной, артикуляционной речи.

При рецептивных проблемах с речью большой риск социальных нарушений, что похожи на аутистические. Они проявляются больше по мере взросления ребенка. Согласно одному исследованию, неспособность устанавливать дружеские или любовные взаимоотношения во многих случаях отражала первичный недостаток социального интереса и навыков, а не была вторичным следствием социальных ограничений, которые были спровоцированы трудностями в общении.

Симптомы Нарушений речи у детей:

Особенности диагностики

Проверкой речевого развития занимается логопед. Бытует мнение, что обращаться к нему за консультацией нужно не раньше трех лет. Но если вы заметили, что речь ребенка в раннем возрасте не соответствует норме, сразу обращайтесь к специалисту. Логопед соберет все данные о дородовом и послеродовом анамнезе и социально-бытовых условиях. Это поможет ему определить причину возникновения речевых нарушений.

Затем он оценивает состояние моторной сферы (общей, пальчиковой и артикуляционной), проверяет произносительную сторону речи. Также специалист смотрит на анатомическое состояние артикуляционного аппарата и сформированность речевого дыхания. Если ребенку уже три года и больше, то он предлагает задания для оценивания словарного запаса, овладения грамматическими категориями и формирования связной речи. На основе полученных результатов он может предложить обратиться к следующим специалистам:

  • отоларингологу;
  • ортодонту;
  • неврологу;
  • дефектологу.

После получения результатов диагностики логопед выбирает подходящую форму логопедических занятий и методику в зависимости от механизма нарушений. Специалисты дают рекомендации родителям, которые повысят эффективность коррекционной работы.

Как развивать речь в лет?

Основная роль родителей на этом этапе – развивать связную и логичную речь. Для этого требуется:

  • расширять словарный запас (знакомится с понятиями, синонимы, антонимы);
  • практиковать умение точного пересказа;
  • формировать грамотную речь (правильное склонение по числам, родам и падежам).

Не стоит забывать, что в этом возрасте ваш ребенок еще малыш (как бы странно это не звучало). Поэтому на каждом занятии стоит помнить об элементах игры. Ниже мне хотелось бы привести примеры упражнений и игр, которые вы сможете использовать, занимаясь со своими детьми.

  1. Подбираем синонимы. Вы называете любое слово и просите малыша назвать аналогичное. Например, печальный – грустный.
  2. Подбираем антонимы. Все так же как и с первым упражнением, но уже задача назвать противоположный по значению слова. Например, большой – маленький.
  3. Отнести предметы в ту или иную группу по определенным признакам. Например, спросите ребенка, каким бывает диван (мягкий, большой, удобный, угловой и т.д). Затем подумайте, какому предмету свойственны те же качества. Например, кресло. Вспомните вместе обобщающее слово для этих предметов – мебель.
  4. Упражнения на грамматику. Тренируйте правильное согласование чисел, рода и падежей. Например, вы говорите: «У меня одна книга, а на тумбочке…», и ребенок продолжает: «…много книг».
  5. Составляем предложение из слов. Вы показываете карточки со словами. Например, мы, любить, слушать, музыка. Задача – грамматически правильно составить предложение: мы любим слушать музыку.
  6. Чтение детской художественной литературы, стишков, поговорок, скороговорок и потешек. Это до сих пор является одним из самых эффективных способов речевого развития. Так что старайтесь читать как можно больше.
  7. Игра «Угадай». Вы называете признаки предметов, а ребенок его угадывает. Например, красный, зеленый хвостик, растет летом, добавляют в салаты – помидор.
  8. Игра «Испорченный телефон». В нее здорово играть всей семьей. Загадайте слово, и произносит его друг другу тихо на ушко. Последний человек выдает то, что он в итоге услышал. Это развивает произношение и слух.

Помните главное правило – уделяйте вашему чаду как можно больше времени и общайтесь с ним. Ваше время, внимание, любовь, забота, опыт и знания – это самое ценное, что вы можете подарить своим детям.

Речь ребенка в 5 лет еще поправима. Так что все в ваших руках. Жду ваших лайков и комментариев. До новых встреч!

Характеристика ребенка с расстройством

Кроме проблем с речью возникают нарушения письма или слуха. Некоторые дети становятся замкнутыми из-за не понимания со стороны родителей, сверстников. Патология может повлиять на состав генов, что может отразиться на потомстве или проявиться в будущем, даже если было излечено. Не исключено появление осложнений, таких как дисфагия, дислексия.

Читайте также:  Как проявляется, чем и как лечить ложный круп у детей

Кроме этого, может произойти искажение лица, челюсти, зубов, но только вследствие наследственности, полученной травмы.

Дислалия не только мешает окружающим понимать малыша, но и создает для ребенка трудности в общении и усложняет процесс его социальной адаптации.

Коррекция различных видов дислалии требует разного подхода.

В ситуации, если нарушения носят функциональный характер, большая роль в исправлении дефектов отводится родителям и другим родственникам, с которыми много общается ребенок.

Необходимо придерживаться следующих правил и советов:

  1. Во-первых, специалисты советуют перестать сюсюкать и начать разговаривать с малышом, произнося слова правильно. Это стоит делать с самого его рождения.
  2. Во-вторых, не стоит ругать ребенка за то, что он не может пока четко выговаривать слова. Вместо того, чтобы его стыдить, лучше позаниматься с ним, используя разные упражнения. Например, забавные стихотворения.
  3. Нужно выполнять несложные упражнения. Существует множество артикуляционных упражнений, которые помогают улучшить произношение. Их лучше делать в форме игры и перед зеркалом. Ребенок может дуть на игрушку-вертушку или сдувать с ладони «снежинки» из ваты, или же задувать горящую свечу. Можно поиграть в «окошко»: ребенку нужно широко открывать рот и закрывать. Другое упражнение, «маячок», представляет движения вправо и влево нижней челюстью.
  4. Можно играть в психологические игры. Например, изобретать для предметов, название которых ребенок искажает, новые ассоциации. Так под «мафынкой» может подразумеваться смешной некий предмет, которого вообще нет в реальной жизни. При этом машинка настоящая будет в сознании ребенка связываться с правильным произношением этого слова.

Результат не заставит себя ждать, если упражнения будут выполняться регулярно. Конечно, это требует от родителей или других близких людей терпения, внимания и достаточно много времени.

Если же домашние занятия не дают желаемого эффекта, а ребенок уже перешагнул возраст в пять лет, стоит обратиться к логопеду.

Особенности сложной дислалии

Чем сложнее по комбинации оказывается дислалия, тем более сложным оказывается фон, на котором она протекает: задержка общего и психического развития. В случаях сложной дислалии необходимо углубленное дополнительное изучение ребенка не только в плане особенностей его поведения, но и интеллектуальных возможностей, а также особенностей слуха и зрения. Сложная дислалия – сигнал, что у ребенка что-то не в порядке со слухом или зрением. У детей слабослышащих очень часто переднеязычные звуки либо резко искажаются, либо заменяются звуком «т».

Если у ребенка тугоухость 2-ой или 3-ей степени, то здесь вспомогательным критерием будет особенность голоса, в нем отсутствует необходимый металл, голос будто «ватный».

У детей с резко сниженным зрением, слепых также могут наблюдаться дефекты произношения по типу сложных связано с тем, что у таких детей сигматизм встречается в 3-4 раза чаще, чем при норме. Это связано со зрительным контролем. Но если устанавливать связь между межзубным сигматизмом и дефектом зрения, то, следовательно, все слабослышащие люди должны быть с межзубным сигматизмом, а это не так. Ведь ребенок не видит звуки «к», «г», «н» — они не нарушены, а сложная дислалия у них есть.

Дефект зрения мешает речи вообще – слепые говорят не по подражанию, слабовидящие ничего не могут спросить, они пассивны. Инициативная речь развивается к 4 годам. Произносительная система формируется тогда, когда зубы начинают меняться, отсюда и появляется межзубный сигматизм. Сложная дислалия протекает на фоне задержки речевого общения, обусловленного дефектом зрения.

При дефектах слуха часто встречаются нарушения челюстно-мышечной системы: прогения, прогнатия, передний открытый прикус, боковой открытый прикус.

Лечение нарушений речи у детей

Лечение нарушений речи у детей проводят в нескольких направлениях – это логопедическая, психологическая, педагогическая, неврологическая работа с возможным применением лекарств. Огромное значение в успешности лечения играет участие родителей и обстановка в семье.

Если с небольшими нарушениями речи может справиться детский логопед, то такие заболевания как различные алалии требуют комплексного подхода и участия нескольких специалистов, а само лечение может быть достаточно продолжительным.

В большинстве случаев лечения нарушений речи заметна положительная динамика. Однако, в школе у ребенка с алалией и афазией могут возникнуть проблемы с чтением и письмом. Для улучшений интегральных свойств мозга, детям нередко назначают ноотропные препараты, улучшающие память, нейронные связи, стимулируют психические процессы.

Родители должны помнить, что нарушения речи у детей в дошкольном возрасте могут повлечь последствия в дальнейшем, если не приступить к их коррекции и лечению.

Ротацизм

Это нарушение произнесения звуков «Р» и «Рь». Ротацизм очень распространен в силу артикуляционной трудности произношения. В лепете у детей есть правильный звук «Р». Но настоящее, чистое «Р» дети начинают произносить после 2-х лет. Здесь играет роль артикуляционная подготовленность. В норме дыхательная струя идет по центру языка, кончик которого вибрирует, боковые края прижаты к верхним наружным зубам.

При отклонении от нормы выделяют:

  1. Боковой ротацизм – один край языка не пристает к верхним коренным зубам. Имеется хлюпающий оттенок – среднее между «р» и «л»
  2. Горловой ротацизм – нарушается активность корня языка
  3. Велярный ротацизм – вибрация происходит при сближении корневой части языка с границами твердого и мягкого неба
  4. Увулярный ротацизм – вибрирует маленький язычок увуля.
  5. Раскатистый – форсированное использование языка
  6. Одноударный или фрикатичный – произнесение английского звука «р»
  7. Кучерское «р» — заднеязычный звук наподобие английского «р».