Невроз мозга симптомы — Лечение неврозов

Цереброваскулярная болезнь (ЦВБ) — патология сосудов головного мозга, приводящая к ишемии, гипоксии и нарушению различных функций организма. Под воздействием неблагоприятных экзогенных и эндогенных факторов повреждаются церебральные сосуды, и нарушается мозговое кровообращение.

Тревожный

Приступообразно возникающий страх, чаще всего — в момент засыпания. Может сопровождаться галлюцинациями. В дошкольном возрасте это боязнь темноты, остаться одному, какого-то фантастического существа или конкретного персонажа сказки или фильма. У младших школьников — страх школы, учителей, плохих оценок.

Невроз навязчивых состояний

Имеет два подтипа: фобический (фобии) и двигательный (обсессивный, невроз навязчивых движений), но чаще всего они идут в совокупности.

Фобический проявляется навязчивым, патологическим страхом — замкнутого пространства, высоты, собак, смерти.

Двигательный можно распознать по непроизвольным движениям: шмыганию носом, частому миганию, нервному вздрагиванию, наморщиванию носа, топанью ногами, нервному покашливанию. Усиливается при эмоциональном напряжении, во время стресса. Невротические тики чаще всего диагностируются у мальчиков в возрасте с 5 до 12 лет.

Депрессивный

Чаще всего диагностируется у подростков. Для него характерны постоянно плохое настроение, стремление к одиночеству, суицидные мысли, бессонница, потеря аппетита.

Истерический

Обычно наблюдается у детей дошкольного возраста. Именно они чаще всего подвержены истерическим припадкам: падают на пол, кричат, топают ногами, бьются головой об стенку, бросаются на окружающих.

Астенический

Проявляет себя, начиная со школьного возраста. Основной провоцирующий фактор — чрезмерные нагрузки в сочетании с физической слабостью. Симптомы: плаксивость, нарушения когнитивных функций, раздражительность, неуспеваемость в школе, плохой аппетит, бессонница, быстрая утомляемость.

Ипохондрический

Поражает подростков, которые слишком концентрируются на собственной персоне, в частности — начинают преувеличенно переживать из-за своего здоровья. Придумывают себе различные заболевания, бегут к родителям жаловаться на любую царапину.

Пищевой

В дошкольном возрасте причиной становятся элементарное перекармливание, насильное кормление, совпадение приёма пищи с каким-то неприятным событием: громким криком, скандалом между родителями, сильным испугом. Проявляется снижением аппетита, отказом от конкретного продукта, показной медлительностью во время еды, у совсем маленьких — срыгиванием или даже рвотой. У подростков чаще всего диагностируется у девушек, которые, желая похудеть и выглядеть, как известные голливудские актрисы, доводят себя до анорексии.

Дыхательный

Диагностируется редко. Во время испуга, тревожной или стрессовой ситуации, когда ребёнок не получает того, чего хочет, он может начать задыхаться. Внешне похоже на приступ бронхиальной астмы, но это так называемое мнимое удушье, которое проходит в течение нескольких минут без всяких последствий для здоровья.

Факторы развития болезни

Среди наиболее частых причин неврозов детей выделяют:

  • кислородное голодание, которое кроха испытал в утробе матери или при родах;
  • наследственная предрасположенность: от матери или отца ребенок может унаследовать высокий уровень возбуждающих активных соединений, при участии которых происходит взаимодействие между нейроцитами (клетками головного мозга);
  • голодание головного мозга: если обменные процессы в мозге нарушены, ткани органа испытывают нехватку ценных веществ — вследствие этого происходит нарушение нервной системы и развивается невротическое расстройство;
  • заболевания, поражающие головной мозг и его оболочки;
  • травмы черепа: у маленьких мальчиков и девочек происходит активный рост мозгового вещества, кости черепа мягкие — даже незначительная травма может повлечь за собой детскую неврастению;
  • несбалансированный рацион: недостаток витаминов группы B в организме способствует появлению астенического невроза детей;
  • сильный испуг, потрясение;
  • длительное нервное перенапряжение: тяжелая обстановка в семье, конфликты с учителями могут вызвать невроз подростка;
  • болезни щитовидной железы: когда организм продуцирует избыточное количество гормонов, кора головного мозга крохи начинает работать в режиме повышенной активности, нервная система юного пациента не справляется с такой нагрузкой, и он становится раздражительным, плаксивым.

Описывая детские неврозы и причины их возникновения, медики также упоминают инфекционные недуги. Ослабить организм дошкольника и сделать его нервную систему уязвимой способны болезни печени и заболевания почек.

Факторы развития болезни

После травмы позвоночника часто происходит развитие неврозов у детей. Психическая нестабильность наблюдается у малышей, страдающих детским церебральным параличом.

Важным фактором, способным вызвать невроз, являются особенности темперамента. Жертвами психического расстройства становятся малыши-меланхолики.

Читайте также:  Инструкция по применению мази Эваменол от насморка

Формы неврозов

Традиционно выделяют следующие три формы неврозов[5; 6]:

  1. Неврастения (невроз истощения) – проявляется повышенной возбудимостью и раз­дражительностью в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью. И.П. Павлов считал «раздражительную слабость» основным признаком неврастении [5]. Неврастения сопровождается вегетативными расстройствами, головными болями, сенсомоторными расстройствами (повышением чувствительности к различным раздражителям), эмоциональной неустойчивостью, нарушениями психических процессов (трудностями сосредоточения, нарушениями памяти). Самочувствие неврастеников постоянно характеризуется чувством разбитости. Возникновение неврастении связано с чрезмерными интеллектуальными, эмоциональными или физическими нагрузками, приводящими к истощению нервной системы.
  2. Истерический невроз – проявляется самыми разнообразными функциональными психическими, со­матическими и неврологическими расстройствами и характери­зующийся большой внушаемостью и самовнушаемостью боль­ных, стремлением любой ценой привлечь к себе внимание ок­ружающих. Симп­томы истерии обычно напоминают проявления самых различ­ных болезней, поэтому назвал ее «великой симу­лянткой» [5]. При истерических расстройствах всегда чувствуется желание болезни, есть что-то искусственное, утрированное, показное изображение страдания. Аффективные нарушения характеризуются лабильностью эмо­ции, быстрой сменой настроения, склонностью к бурным аффек­тивным реакциям со слезами, часто переходящими в рыдания.
  3. Невроз навязчивых состояний – проявляется навязчивыми страхами (фобиями), навязчивыми мыслями (обсессиями) или навязчивыми влечениями и действиями (компульсиями). Обычно навязчивые состояния с течением времени прогрессируют, т.е., например, увеличивается число фобических страхов. Обычно содержание навязчивых страхов, мыслей и т.д. связано с травмирующей ситуацией, вследствие которой возник невроз.

Общими особенностями всех форм неврозов являются нарушения эмоциональной сферы (эмоциональное напряжение, тревожность, постоянно сниженное, подавленное настроение и т.д.), часто проявляющиеся соматовегетативными расстройствами (дрожь, потливость, сердцебиение, бледность, затруднения дыхания и т.д.) [1].

В детском и подростковом возрасте для перечисленных форм неврозов характерны следующие особенности:

  1. Для неврастении – нарушения сна и аппетита, капризность, плаксивость. «Внутренний конфликт в этих случаях проявля­ется в непреодолимом противоречии «надо» и «не могу», «хочу» и «не могу». Он связан с тем, что желания у астеника такие же, как и у любого нормального ребенка, а энергетический психофи­зический потенциал значительно ослаблен. Поэто­му такой ребенок обычно защищается попытками избавиться от любых нагрузок, являющихся для него перегрузками. Ему легче, если его будут счи­тать больным. Поэтому он склонен искать помощи, сочувствия, лишь бы его оставили в покое» [1].
  2. Для истерического невроза – приступы удушья, нервная рвота, тики, энурез, заикания и т.д. «Основным двигателем такого реагирования является желание ребенка при­влечь к себе внимание родителей, утраченное в результате вынужденной разлуки или других психо­генных детских переживаний. Если ситуация не разрешается, невротические симптомы и трудности поведения нарастают» [1]. В детском и подростковом возрасте, особенно в периоды возрастных кризисов, истерия возникает значительно чаще, чем у взрослых.
  3. Для невроза навязчивых состояний – повторяющиеся патологические действия – сосание пальцев, обкусывание ногтей, навязчивое выдергивание волос или накручивание их на пальцы и др. [5]. В детском возрасте наиболее часто возникают навязчивые страхи, тесно связанные с переживаниями детей, конфликтами в семье, неудачами в учебе и общении [1]. В подростковом возрасте неврозы навязчивых состояний нередко принимают форму одного из двух часто встречающихся синдромов [1]:
    • Дисморфофобия – навязчивая убежденность либо в наличии у себя какого-либо физического недостат­ка (уродливые черты лица, строение тела), либо в распространении неприятных запахов. При этом больные опасаются, что окружающие замечают эти недостатки, обсуждают их и смеются.
    • Нервная анорексия – прогрессирующее са­моограничение в еде при снижении аппетита с целью похудения в связи с навязчивым страхом располнеть и убежденностью в чрезмерном весе.

Таким образом, в детском и подростковом возрасте наблюдаются те же формы неврозов, что и у взрослых, но характеризующиеся определенными возрастными особенностями.

Симптомы невроза органов дыхания

Отклонения, которые относятся к нарушению дыхания даже просто на нервной почве, ведут к судорожной нехватке воздуха, а это является характерным знаком злополучного дыхательного невроза. В момент проявления нервного приступа симптоматика стандартная.

Человек лишается возможности дышать равномерно, каждый вдох будет судорожным и коротким, а скорость дыхания больного становится нарастающей. В итоге пациент дышит слишком поверхностно, очень часто, с минимальными паузами для выдоха. Это ведет к возникновению панической атаки, когда у людей проявляется неожиданный, неконтролируемый уровень страха собственной смерти.

Дыхательный невроз может быть: острым и хроническим. Рассмотрим эти виды более подробно:

  1. Острый дыхательный невроз – люди теряют контроль над скоростью дыхания, начинается паника, возможна потеря сознания.
  2. Хронический невроз дыхания – все симптомы размыты, характеризуется нервной одышкой в моменты стрессовых ситуаций в жизни. С развитием болезни обостряются и симптомы.

Наличие респираторного невроза может проявляться с самой различной симптоматикой:

  • гастроэнтерологические признаки (происходят неприятные расстройства органов пищеварения, отмечается повышенное газообразование в кишечнике, запор или, наоборот, диарея, и даже боли в желудке);
  • кардиальные (тахикардия, острая боль в районе лопатки);
  • мышечные (появляется слабость в мышцах, тремор);
  • неврологические (приступы удушья, головокружение, обмороки, онемение пальцев);
  • психоэмоциональные (эмоциональная тревожность, бессонница, раздражительность);
  • респираторные (кашель, учащенное дыхание, частая зевота или ком в горле).

Дыхательный невроз с течением времени усиливается, количество признаков тоже увеличивается, и болезнь обостряется. Если удушье началось на нервной почве и проявило себя, оно обязательно вернется снова. Главное в борьбе с жутким заболеванием: своевременная диагностика и квалифицированное медицинское лечение.

Способы лечения невроза

Бороться с заболеванием специалисты предлагают при помощи комплексного подхода. Сюда входит медикаментозная терапия, физические нагрузки и правильное питание, режим сна и бодрствования, умеренные умственные нагрузки.

Медикаментозная терапия

Лекарственные препараты, в первую очередь, это антидепрессанты, которые участвуют в захвате серотонина, дофамина, нopaдpeнaлинa. Кроме того, такие средства способствуют блокировке фермента, который разрушает данные гормоны. Это позволяет увеличить их объем в общем кровотоке и улучшить тем самым настроение.

Эти лекарственные средства не сказываются на состоянии человека во время вождения транспортного средства, не вызывают привыкания, однако эффект от них наступает только через несколько недель после начала приема. Длительность курса терапии может достигать 2-3 месяца.

Также существуют антидепрессанты нового поколения, которые считаются более безопасными и имеют меньше побочных эффектов. Длительность терапии и суточную дозу определяет только лечащий врач. Принимать препараты самостоятельно без консультации невропатолога крайне нежелательно.

Еще одно эффективное средство – препараты из группы транквилизаторов, которые оказывают влияние на передачу нервных импульсов в мозге, что позволяет притормозить деятельность нервной системы, снизить реакцию человека на конкретный раздражитель. Средства обладают седативным и противотревожным воздействием на организм.

Психотерапевтическое лечение

Личная психотерапия позволяет человеку, страдающему нервным расстройством, построить картину своей личности, установить причину, которая привела к неврозу. Врач помогает изменить взгляд человека на окружающий мир. Выздоровление наступает, если пациент с помощью специалиста осознаёт причину своих страхов и беспокойств.

Также часто применяются медитации. С помощью психоанализа можно разобраться со своим внутренним миром. Медитация позволяет снизить тревожность и создать новые убеждения относительно конкретных ситуаций.

Диетотерапия

Правильная диета во время невроза позволяет снизить нагрузку на организм. Стоит питаться небольшими порциями 4-5 раз в день, добавить в свой рацион овощей и фруктов. Они содержат большую концентрацию витаминов и клетчатку, которая является строительным материалом для всех систем организма.

Также лучше всего исключить сладкое, мучное, жареное, сильно соленое. Исключать крепкие и газированные напитки. А также не стоит забывать и о питьевом режиме, минимум 1,5 литра чистой воды в день.

Дыхательная гимнастика и массаж

Физические упражнения помогают нормализовать деятельность таких отделов мозга, как кора и подкорка, а также стимулировать и успокоить нервную систему.

На начальном этапе проведения гимнастики выполняют простые упражнения, которые не предполагают воздействие на мышцы, и не требуют концентрации внимания. Со временем нагрузку необходимо увеличивать. А дыхательная гимнастика улучшает кровообращение во внутренних органах и в головном мозге, что позволяет избавиться от болевого синдрома.

Профилактика развития невроза

Чтобы не допустить у себя развитие невроза, нужно исключать стрессовые ситуации и эмоциональные перезагрузки. Делайте перерывы в работе, когда занимаетесь тяжелым умственным трудом.

Занимайтесь тем, что приносит удовольствие и расслабляет или успокаивает. Также для профилактики подойдут медитации, которые полностью расслабляют тело и разум и поднимают настроение.

И не забывайте, если чувствуете постоянные панические атаки, упадок эмоционального состояния или другие тревожные симптомы невроза, обратитесь к специалисту.

Диагностика

Диагностикой и лечением цереброваскулярной патологии занимаются невропатологи и сосудистые хирурги. Они выбирают тактику лечения в соответствии с особенностями течения заболевания, общим состоянием пациента и наличием сопутствующих недугов.

Читайте также:  Что такое ипохондрический невроз и как его лечить?

Общее обследование больных с ЦВБ включает:

Диагностика
  1. Клинический анализ крови,
  2. Биохимическое исследование крови,
  3. Определение протромбинового индекса,
  4. Серологическую реакцию на сифилис,
  5. ЭКГ,
  6. Общий анализ мочи,
  7. Рентгенографию грудной клетки.

Методы, предназначенные для проведения полной и всесторонней инструментальной диагностики цереброваскулярных заболеваний:

  • Дуплексное или триплексное ангиосканирование предназначено для первичной диагностики ЦВБ. Оно является наиболее безопасным, быстрым и недорогим. Исследовать таким способом пораженные сосуды можно многократно и без вреда для здоровья.
  • Ангиография — метод контрастного рентгенологического исследования кровеносных сосудов, позволяющий определить их функциональное состояние, наличие патологического процесса и его протяженность. Церебральная ангиография проводится после введения в кровь контрастного вещества. Она позволяет определить у пациента наличие тромбоза, атеросклеротического поражения и сужения сосудов, онкопатологии, гематомы и аневризмы.
  • Сцинтиграфия головного мозга — простой и неинвазивный метод исследования, практически не имеющий противопоказаний и не вызывающий осложнений. Ядерное сканирование является высокочувствительным и информативным способом диагностики нарушения мозгового кровообращения. Радиоактивный фармакологический препарат вводят в вену, а черед 15 минут выполняют сканирование. Этого времени бывает достаточно, чтобы радиоизотоп распространился по организму и накопился в патологически измененной ткани. Индикатор содержит безвредную для организма дозу излучения.
  • Транскраниальная допплерография — ультразвуковое исследование сосудов головного мозга, оценивающее скорость кровотока и выявляющее гемодинамические нарушения.
  • Немаловажное значение в постановке диагноза ЦВБ имеет МРТ и КТ.
Диагностика

Лечение

возможность провести необходимое лечение еще в первые месяцы жизни ребенка

Обусловлено это тем, что способности детского организма к восстановлению на этом этапе жизни очень высоки.

Именно в этот период нервные клетки мозга еще могут дозреть и заменить те, которые были поражены гипоксией. И даже самые незначительные проявления вегето-висцерального синдрома требуют соответствующего лечения, что позволит предотвратить развитие осложнений для здоровья новорожденного в дальнейшем.

Лечение

Медицинская помощь деткам с подобными нарушениями оказывается в три этапа:

  • На первом этапе медицинские мероприятия проводятся еще в родильном доме. В данном случае речь идет о восстановлении и поддержании функций жизненно – важных органов, нормализации метаболических процессов, а также о терапии синдромов, свидетельствующих о повреждении центральной нервной системы, например, судорог.
  • На втором этапе малышей переводят в отделение патологий у новорожденных и недоношенных либо в детское отделение неврологии, по завершению лечения в которых осуществляется переход на третий этап.
  • На третьем этапе ребенка выписывают с индивидуальным планом наблюдения в течение первого года жизни. На этом этапе огромное значение имеют немедицинские методы реабилитации, включая массаж, импульсные токи, лечебную гимнастику и т.п.

Важно! Если малыша выписали домой, и имеют место нетяжелые формы поражений ЦНС, то родители должны обеспечить ребенку лечебно-сберегательный режим в период обострения патологии. Не менее важное значение имеет и правильное питание, которое может стать мощным толчком к восстановлению здоровья ребенка.

Как самостоятельно избавиться от боли?

Больным невротическим расстройством важно знать, как снять напряжение и боль в голове при неврозе, ведь от этого зависит их жизнедеятельность. При лечении этого симптома используется комплексный подход, который помогает снизить его интенсивность и убрать причину невротического нарушения. Для этого используется несколько видов помощи пациенту.

  • Во-первых, следует изменить стиль жизни. Это подразумевает соблюдение режима работы и отдыха, наличие здорового сна (возможно, на начальном этапе с применением лекарственных препаратов). Это позволит нервной системе расслабиться, прийти в норму, а значит, симптомы невроза начнут уменьшаться, с ними уйдет и шум в голове.
  • Во-вторых, следует сменить обстановку. Если существующая атмосфера приводит к постоянному напряжению нервной системы, необходимо на время уехать куда-нибудь. Для расслабления хорошо подходит лес или луга, где можно вдыхать природные ароматы, которые действуют успокаивающе. Да и свежий воздух, отсутствие городской суеты положительно сказывается на нервной системе и здоровье человека. Рядом с собой желательно видеть только близких людей, которые позаботятся, смогут выслушать, дать хороший совет.
  • Также положительно на самочувствии сказываются и регулярные физические упражнения. В результате постоянных физических нагрузок, в организме человека формируются гормоны дофамин и серотонин, которые иначе называются гормона счастья. Они поднимают настроение, способствует борьбе со стрессом, а значит, уменьшают симптомы невроза, в том числе, и головную боль.