Специфическое расстройство артикуляции речи

Под термином «речь» в логопедии специалисты подразумевают итоговый результат комбинированного взаимодействия основных мозговых центров. Его практическое выражение происходит с помощью органов артикуляции. Чтобы оказание помощи детям было более организованным, логопеды классифицировали речь на экспрессивную и импрессивную.

Другие популярные дипломные работы:

Дипломная работа Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Дипломная работа Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к «Русский стиль» Солонешенского района Алтайского края
Дипломная работа Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия
Дипломная работа Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО «МТС»
Дипломная работа Разработка системы менеджмента качества на предприятии
Дипломная работа Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства
Дипломная работа ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ»
Дипломная работа Психическая коммуникация
Дипломная работа Місцеві бюджети та бюджетний процес на локальному рівні
Дипломная работа Организация бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда

Что такое Специфическое расстройство артикуляции речи —

Характеризуется частым и повторяющимся нарушением звуков речи. Использование ребенком звуков ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту — то есть приобретение ребенком звуков речи, либо задержано, либо отклоняется, приводя к дизартикуляции с трудностями в понимании его речи, пропускам, заменам, искажениям речевых звуков, изменениям в зависимости от их сочетания (то говорит правильно, то нет). Большинство речевых звуков приобретается к 6-7 годам, к 11 годам все звуки должны быть приобретены.

В большинстве случаев невербальный интеллектуальный уровень в пределах нормы.

Распространенность

Частота расстройств развития артикуляции установлена у 10% детей младше 8 лет и у 5% детей старше 8 лет. Это расстройство встречается в 2-3 раза чаще у мальчиков, чем у девочек.

Речевой слух и слухо-зрительное восприятие

речевой слухпроизношения и устной речипроизношениемречевого слухасамостоятельнослухо-кинестетические обобщениячитатьназывания букв или чтения слоговсамостоятельночтение вслухАналогичная концепция и практика была описана в материалах Международного центра развития компетенций PraktiK:«Для эффективного обучения любым навыкам или учебным предметам необходимо уметь качественно читать вслух. Ничего более полезного для развития и предотвращения деградации мозга человечество не придумало. Именно чтение вслух оказывает мощный синергетический эффект от взаимодействия разных отделов мозга в момент чтения вслух: одновременно работают зрительные отделы, слуховые и моторные. Чем больше разнообразных источников информации, тем быстрее и точнее запоминаются детали. Громкое, выразительное, эмоциональное чтение вслух – одно из самых эффективных упражнений для развития речи детей. Впрочем, не только детей, но и взрослых! Именно чтение вслух обеспечивает тренировку речи, языковую практику, в то время как «молчаливое» дает лишь поверхностное усвоение мозгом любой информации. При чтении про себя основная часть информации воспринимается мозгом как «мусорная», ненужная, поэтому она быстро стирается или сохраняется в недоступных для воспроизведения местах. «Громкое» чтение дает возможность освоить навык легкого и точного выражения мыслей, «провоцирует» постоянное увеличение словарного запаса, освоение хорошей дикции, интонации, эмоциональной окраски, яркости изложения, правильности речи и других ее составляющих. При чтении (вслух) задействовано большинство высших зон мозга. А значит, чтение можно рассматривать как лучшее упражнение для поддержания мозга в форме».письмоактивизируются зоны мозгасинхронно

речевого слухаустной речиречевая деятельностьзапоминания

Понимание смысла речи, смысла текстов в устной и письменной формах – фундаментальная проблема языкового развития детей независимо от состояния их слуха.

положительные эмоциидраматизация самостоятельное пониманиеактивное самостоятельное устное общениевнутренней речи создания неформальных объединений ученых и практиковРечевой слух«Исследователи всего мира уделяют все возрастающее внимание изучению взаимосвязи между когнитивной способностью, когнитивным снижением и потерей слуха» . Таким образом, речевой слух является одним из детерминирующих факторов когнитивного развития и детей, и взрослых с нарушением слуха, и это необходимо учитывать при создании любой психолого-педагогической системы абилитации/реабилитации глухих и слабослышащих детей.Кроме этого, модель формирования и развития речевого слухадетей с сохранным слухом

Литература [ править | править код]

  • Артикуляция // Большая российская энциклопедия. Том 2. — М., 2005. — С. 284.
Фонетика и фонология
Основные понятия
Фонетика
  • Речевой звук
  • Речевой поток
  • Сегментация
  • Артикуляционный аппарат
  • Фонация
  • Артикуляция
  • Место образования согласных
  • Форманта
  • Гласные
  • Согласные
  • Ударение
  • Тон
  • Интонация
  • Слог
  • Мора
  • МФА
  • РЛА
  • Фонетическая транскрипция
  • Универсальные фонетические классификации
Фонология
  • Фонема
  • Диафонема
  • Оппозиция
  • Позиция
  • Нейтрализация
  • Дифференциальный признак
  • Минимальная пара
  • Фонологизация
  • Фон
  • Аллофон
  • Вариант фонемы
  • Вариация фонемы
  • Архифонема
  • Гиперфонема
  • Чередование
  • Фонематическая транскрипция
Разделы и дисциплины
  • Артикуляционная фонетика
  • Акустическая фонетика
  • Перцептивная фонетика
  • Просодия
  • Акцентология
  • Орфоэпия
  • Экстранормальная фонетика
Фонологические концепции
  • Казанская лингвистическая школа
  • Фонологическая концепция Н. С. Трубецкого
  • Ленинградская фонологическая школа
  • Московская фонологическая школа
  • Фонологическая концепция Р. И. Аванесова
  • Фонологическая концепция М. В. Панова
  • Порождающая фонология
Персоналии
  • И. А. Бодуэн де Куртенэ
  • Н. С. Трубецкой
  • Л. В. Щерба
  • Л. Р. Зиндер
  • М. И. Матусевич
  • Л. В. Бондарко
  • В. Б. Касевич
  • Р. И. Аванесов
  • В. Н. Сидоров
  • А. А. Реформатский
  • М. В. Панов
  • Р. О. Якобсон
  • Н. Хомский
  • М. Халле
  • Г. Фант
  • Морфонология
  • Морфология
  • Синтаксис
  • Портал:Лингвистика
Согласные звуки в Международном фонетическом алфавите
  Согласные (Список, Более полная таблица) См. также: Алфавит МФА, Гласные  
Лёгочные Губно-губные Губно-зубные Зубные Альв. Постальв. Ретр. Палат. Вел. Увул. Фаринг. Эпигл. Глотт. Нелёгочные и прочие
Носовые m ɱ n ɳ ɲ ŋ ɴ Щёлкающие ʘ ǀ ǃ ǂ ǁ
Взрывные p b t d ʈ ɖ c ɟ k ɡ q ɢ ʡ ʔ Имплозивные ɓ ɗ ʄ ɠ ʛ
Фрикативные ɸ β f v θ ð s z ʃ ʒ ʂ ʐ ç ʝ x ɣ χ ʁ ħ ʕ ʜ ʢ h ɦ Абруптивы
Аппроксиманты ʋ̥ ʋ ɹ ɻ j ɰ Другие латеральные ɺ ɫ
Дрожащие ʙ̥ ʙ r ʀ Коартикулированные аппроксиманты ʍ w ɥ
Одноударные ⱱ̟ ɾ ɽ ɢ̆ ʡ̮ Коартикулированные щелевые ɕ ʑ ɧ
Латер. фрикат. ɬ ɮ Аффрикаты ʦ ʣ ʧ ʤ
Латер. сонанты l ɭ ʎ ʟ Двухфокусные лабиовелярные k͡p ɡ͡b ŋ͡m
На этой странице содержатся фонетические символы алфавита МФА, которые могут некорректно отображаться в некоторых символы образуют пару, справа помещается звонкий согласный. Затенение указывает, что данная артикуляция считается невозможной.

Лечение

При нарушениях слуха, связанных с инфекционными заболеваниями или травмами, проводится соответствующая терапия. Назначаются противомикробные, нестероидные противоспалительные (Ибупрофен, Диклофенак) и сосудосуживающие препараты (Нафтизин, Отривин). При перфорации барабанной перепонки в большинстве случаев хирургическое вмешательство не требуется.

При нарушении функции внутреннего уха вследствие поражения волосковых клеток или контузии назначают ноотропы (Пирацетам, Ноотропил, Випоцетин), витамины группы В, антигипоксанты (Триметазидин, Мельдоний, Актовегин), кортикостероиды (Преднизолон, Целестон). Применяется физиотерапия – пневмомассаж и гипербарическая оксигенация.

Терапия центральных расстройств слуха, связанных с органическими патологиями головного мозга, проводится только в условиях стационара. При неэффективности медикаментозного и хирургического лечения рекомендована реабилитационная терапия – подбор слухового аппарата, и в большинстве случаев после адаптационного периода восприятие речи у пациентов восстанавливается.

Приём ведут специалисты

Кириллов Евгений Сергеевич Врач-сурдологЗаписаться к врачу-сурдологу Выберите врача Кириллов Евгений Сергеевич

Нажимая на кнопку «Записаться», я даю разрешение на обработку персональных данных

Коррекция

Коррекция задержки развития экспрессивной и импрессивной речи предполагает наличие комплексного подхода.

Конкретный набор предпринимаемых мер определяется логопедом с учетом фактических данных конкретного маленького пациента:

  • ноотропные лекарственные средства (стимулируют деятельность клеток коры головного мозга, благодаря чему у детей улучшается память, усиливается внимание, появляется способность сосредотачиваться, нормализуется сон и общее психическое состояние и так далее);
  • физиотерапевтические процедуры (например, микротоковая терапия, подразумевающая активное воздействие минимальными разрядами тока на биологически активные зоны коры головного мозга);
  • развивающие занятия с логопедом и дефектологом (специалисты направляют свои усилия на улучшение памяти маленького человека, общее развитие мышления);
  • логопедический массаж (комплексное воздействие на лицевую мускулатуру, способствующее становлению речи маленького человека);
  • выполнение упражнений в игровой форме, направленных на развитие лицевой мускулатуры (например, «Часики», при котором ребенку 2-3 лет необходимо высунуть язык и перемещать его из стороны в сторону; звукоподражательные упражнения (имитация дождя, голосов животных и так далее) или озвучивание стихотворения (взрослый показывает – ребенок озвучивает его действия, после чего происходит смена ролей).
Коррекция

Экспрессивная и импрессивная речь в норме должны быть сформированы у детей на базовом уровне уже к 4-5 годам. В логопедии существует большое количество способов стимуляции способностей у ребенка грамотно выражать свои мысли, практиковать которые он может не только со специалистом, но и дома наедине с родителями.

Несмотря на важность речевого аспекта в общем развитии подрастающего человека, взрослым не рекомендуется оказывать на ребенка моральное давление и заставлять заниматься. Вместо этого следует как можно больше разговаривать с ним, интересоваться детским мнением и расширять его кругозор.

Коррекция нарушений

Логопедическая программа, направленная на коррекцию ФФНР, реализуют следующие задачи:

  1. формируют базу речи (психологическую и лексическую);
  2. корректируют звукопроизношение;
  3. формируют навыки анализа фонем;
  4. развивают связную речь;
  5. обучают навыку полноценного речевого общения;
  6. формируют грамматические категории.

Начинать лечение нарушений речи необходимо до поступления дошкольника в первый класс. Раннее выявление задержек развития, сложностей с произношением звуков дает возможность поставить диагноз и провести работу по устранению дефектов.

Коррекция нарушений

Кроме артикуляционных упражнений и речевого общения в занятия с логопедом следует включать развитие моторики (крупной и мелкой), снятие мышечного напряжения, осуществление постоянного контроля за собственной речью, приобретение навыка отличать нормированное произношение от ошибочного.

В зависимости от степени выраженности нарушений работа над устранением дефектов фонетико-фонематического восприятия занимает от нескольких месяцев до 2 лет. Многим детям приходится продолжать занятия с дефектологами и логопедами в первых-вторых классах начальной школы.

Одновременно с логопедическими методами проводятся занятия с психологом и неврологом по развитию уровня внимания и увеличению объема памяти.